мировые новости, актуальные вопросы, исторические факты
USD
00,00 ₽
EUR
00,00 ₽
GBP
00,00 ₽
JPY
00,00 ₽
CHF
00,00 ₽
CNY
00,00 ₽

Украина: с 1 июля цена на электроэнергию поднимется на величину от 30 до 250 %

Поделиться:
18.05.2019, 12:34

В соответствии с условиями требований Соглашения об Ассоциации Украины с Евросоюзом, вследствие которых Украина должна имплементировать положение Третьего энергопакета ЕС, с 1 июля на территории страны вводится закон “О рынке электроэнергии”.

По словам Артура Мартовицкого, члена комитета Верховной Рады по ТЭК и ядерной политике, это разумное (политическое — ред.) решение, так как “отказ от реформы может поставить под сомнения европейские устремления Украины и сделает невозможным получение очередных кредитов от иностранных финансовых организаций” — цитируют депутата Украинские новости.

Однако, по мнению газеты Економiчна правда, “Закон о рынке электроэнергии” спровоцирует на Украине общий неконтролируемый рост цен (минимум на 30 %, максимум — на 250 %) и, как следствие, энергетический “блэкаут”, в результате чего сотни тысяч потребителей останутся без электроэнергии.

В настоящее время на Украине нет конкуренции на электроэнергию и цена на нее контролируется Национальной комиссией по осуществлению государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП). С 1 июля заработает энергетический рынок, который будет предусматривать определение стоимости электроэнергии уже на рыночных условиях и прекращение полномочий НКРЕКП по ценовому регулированию, что приведет к неконтролируемому росту цены (последняя возрастет в лучшем случае на 30 % от действующего сейчас ценового уровня, в худшем — на 250 %) и фактически оставит потребителя без энергии, отбросив на грань выживания.

За счет чего поднимутся цены? Из-за отсутствия на Украине нормальной конкуренции, которая вследствие коньюктуры рынка предназначена для сдерживания цены. Но если нет честной игры и справедливого контроля, в этом случае обязательно проявит себя групповой сговор.

На момент запуска нового рынка мы по факту имеем две генерирующие компании (ДТЭК и Энергоатом), которые будут контролировать рынок на фоне слабого антимонопольного законодательства. Из-за отсутствия механизмов контроля и наказания за злоупотребления игроков рынка, непременно наступит повышение риска коллапса отрасли с соответствующими последствиями для экономики страны.

Олигопольная структура рынка генерации на Украине составляет сейчас в совокупных долях (5 крупнейших субъектов) более 90%, в т.ч. доля «Энергоатом» — около 56%, ДТЭК — 30%, «Укргидроэнерго» — 7%, «Центрэнерго» — 4%, «Донбассэнерго» — чуть меньше 2%. При этом импорт, который мог бы составить конкуренцию отечественным производителям, невозможен по техническим причинам. Доминирование в сфере регулирующих мощностей — ДТЭК принадлежит 70% от совокупного объема мощностей ТЭС — именно эти электростанции обеспечивают балансирования объемов производства электроэнергии с имеющимся спросом.

В то же время монополисты имеют вполне реальный стимул к наращиванию цены за стабильный спрос на электроэнергию, как на товар первой необходимости с одновременным отсутствием реальных ограничений и работающих инструментов защиты потребителей.

В результате, в первое время работы нового рынка энергокомпании будут «прощупывать» эластичность спроса, повышая цену. Поскольку и бытовые потребители, и малые небытовые — все привыкли рассчитываться за электроэнергию постфактум, то в первый месяц работы они, скорее всего, не будут следить за тем, что происходит с оптовыми ценами. Но в конце месяца они получат большие счета, которые могут быть настолько большими, что потребитель просто откажется платить — и таких будут сотни тысяч, соответственно, долги за электроэнергию вполне реально могут измеряться миллиардными суммами.

С учетом уже накопленных долгов на рынке в 35 млрд грн, перспективы веерных отключений и перебоев энергоснабжения выглядят более чем реалистичными.

Другими словами, для создания условий нормального функционирования вышеозначенного закона государству необходимо вначале создать справедливые правила игры и механизм контроля и защиты от недобросовестной конкуренции, чтобы поставщики или генерирующие компании не сговорились между собой, а уже затем пытаться внедрять закон в жизнь.

Поделиться:

Комментарии

Читайте также

мировые новости, актуальные вопросы, исторические факты
18+© 2019 POLITEXP.RU
При полном или частичном копировании информации гиперссылка на на сайт POLITEXP.RU обязательна.

Администрация сайта не несет ответственности за достоверность и не предоставляет справочной информации за содержимое в рекламных объявлениях.

Мнение администрации может не совпадать точкой зрения авторов.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание сайтов, на которые ссылаются авторы и не несет ответственности за авторские материалы и перепечатку с других сайтов.

Администрация сайта не несет ответственности за мнения/высказывания в комментариях.

Сайт может содержать материалы не предназначенные для лиц младше 18 лет.